Противодействие торговле людьми

Противодействие торговле людьми в Республике Беларусь

В настоящее время проблема торговли людьми, к сожалению, продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

Беларусь является преимущественно страной происхождения “живого товара”. В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, в основном, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации, а для трудовой эксплуатации – как правило, в Россию.

Учитывая актуальность проблемы торговли людьми, Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы. Кроме того, Беларусь является участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми.

За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию и приведению к международным стандартам национального законодательства.

В марте 2005 года принят Декрет Президента, который урегулировал ключевые позиции в таких сферах, как трудоустройство и обучение граждан за границей, международное усыновление, деятельность брачных, модельных и туристических агентств. В августе 2005 года издан Указ Президента, которым регламентируется понятие “жертва торговли людьми” и определяются меры по защите и реабилитации жертв трафикинга.

В Уголовный кодекс Беларуси в 2005 и 2008 годах внесены изменения и дополнения. В настоящее время в республике действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния (максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества). Вот эти статьи:

  1. Статья 171 “Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией”,
  2. Статья 171 “Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией”,
  3. Статья 181 “Торговля людьми”,
  4. Статья 181 “Использование рабского труда”,
  5. Статья 182 “Похищение человека” (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),
  6. Статья 187 “Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)”.

В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества.

Своеобразным итогом законодательной деятельности в данной сфере стало принятие в январе 2012 года Закона Республики Беларусь “О противодействии торговле людьми”, который был разработан по инициативе МВД и обобщил все нормативные акты республики в данной сфере. При подготовке закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Кроме того, законодательно получило закрепление понятие “порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего”. Данное обстоятельство позволит акцентировать усилия правоохранительных органов на борьбе с изготовлением и распространением детской порнографии.

В Беларуси в противодействии торговле людьми задействованы государственные органы, средства массовой информации, международные организации и общественные объединения.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для правоохранительных органов осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

Ежегодно на сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор принимаемых в республике мер по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.


Механизм оказания помощи жертвам торговли людьми закреплен на законодательном уровне. Для реабилитации жертв торговли людьми предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:

  1. предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;
  2. правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;
  3. медицинская помощь;
  4. психологическая помощь;
  5. установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи или в детские интернатные учреждения;
  6. содействие в трудоустройстве на постоянную работу.

Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

Осознавая, что в одиночку с проблемой торговли людьми не справиться, Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

Основными формами трафикинга в Беларуси являются торговля людьми с целью сексуальной или трудовой эксплуатации. Кроме того, выявляются единичные случаи торговли людьми с целью изъятия органов для трансплантации. Также можно произвести разделение на торговлю людьми, связанную с вывозом потерпевших за рубеж и внутри государства.

В Беларуси основным источником информации о фактах торговли людьми являются сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время правоохранительные органы республики, в основном, устанавливают жертв, подвергшихся эксплуатации 3–5 лет назад. Действия современных трафикеров мы пресекаем при попытке вывоза людей из страны, а затем уже проверяем их на причастность к преступлениям прошлых лет.

Наряду с пресечением межгосударственного трафикинга, правоохранительные органы Беларуси отслеживают ситуацию внутри страны, ликвидируя преступные группы сутенеров.

В настоящее время тревогу вызывает тенденция перестройки деятельности торговцев людьми, а также лиц, контролирующих деятельность проституток, в ходе которой применяются все более изощренные и глубоко законспирированные схемы с четким разделением ролей и обязанностей. Преступные деяния становятся все более латентными, их выявление, предотвращение и расследование постоянно усложняется.

Получили распространение схемы контроля проституток с использованием сети Интернет и электронных денег. В итоге, нередки случаи, когда от получения оперативной информации до задержания преступников с поличным и привлечения к уголовной ответственности уходит несколько месяцев кропотливой работы.

Реалиями современности становится факт приезда в Беларусь иностранных граждан с целью “секс-туризма”.

Наблюдаемая в последнее время общемировая тенденция развития проблемы детской порнографии не обошла стороной и Республику Беларусь, хотя и не получила в нашей стране широкого распространения.

Предвидя возможность роста в Беларуси преступлений, связанных с распространением детской порнографии, в том числе в сети Интернет, МВД инициировало введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за детскую порнографию.

Принятые в Беларуси меры позволили существенно снизить факты торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией ещё остаётся на довольно высоком уровне.

Таким образом, проблема торговли людьми в Республике Беларусь решается комплексно и всесторонне. Созданный механизм противодействия “современному рабству” работает эффективно и позволяет обеспечивать безопасность населения страны. Однако совершенство не знает предела. Мы открыты для сотрудничества, рады перенимать положительный опыт зарубежных коллег и делиться своим.



Живой товар — проблема торговли людьми

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием.

Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми — это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство.

Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными. Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами… Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве.

По данным Международной организации труда, в мире насчитывается 20,9 миллиона человек (главным образом женщин), в том числе 5,5 миллиона детей, занимающихся принудительным трудом. Часть из этого количества людей вовлечена в занятие проституцией. В целом по миру торговля людьми приносит преступным группировкам свыше 25 миллиардов евро ежегодно. По данным ООН 30 миллиардов долларов в год. В торговлю людьми вовлечена 161 страна из 192 стран мира.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке — вербовка, перевозка, передача, эксплуатация… Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 — 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев.

В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности.

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии.

Примите во внимание следующие рекомендации

  1. Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме).
  2. Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм — а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу.
  3. Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверить срок действия.

Не берите деньги в долг от фирмы и не соглашайтесь на то, чтобы фирма брала оплату всех затрат на себя. Таким образом обманывают многих женщин: ещё до отъезда на работу за границу они бременены долгами.

  1. Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контракт предусматривает условия проезда, проживания и обязательно — условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране.
  2. В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу. Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт.
  3. У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать.
  4. Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой — оставьте дома.
  5. Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь.
  6. Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи.

25.06.2021